[h1]Fiat[/h1]
В 1898 году инженер Джованни Батиста Чейрано ушёл с велосипедной фабрики Джузеппе Лянча (отца знаменитого в будущем основателя фирмы Lancia — Винченцо Лянча) и заключил с туринскими инвесторами договор о постройке нового автомобиля. Первый прототип был готов в марте 1899 года. Он назывался Welleyes, а создал его инженер Аристид Фаччиоли. У Welleyes была рамная конструкция с установленными на ней двухцилиндровым двигателем (663 см3) и двухступенчатой коробкой передач. В зтом же году, 11 июля, F.I.A.T. был зарегистрирован как фирма. эти четыре буквы имеют весьма архаичную расшифровку: «Фабрика итальянских автомобилей Турина» (Fabbrica Italiana Automobili Torino).
Через два месяца F.I.A.T. выкупил мастерскую Чейрано, которая производила экипажи и вагоны, вместе с его моделью. На ней был построен следующий автомобиль - 3.5 HP (1899). Его двигатель (оппозитный мощностью в 3,5 л.с) был установлен сзади.
В 1900 году в местечке Корсо Данте был открыт первый завод. С 1906 года сокращённое название фирмы считается одним словом и пишется без точек. В 1912 году на рынке появилась модель массового автомобиля: Tipo Zero. В 1918 году эту роль взял на себя Tipo 501.В 1916 началось строительство завода в Линготто, который стал крупнейшим европейским заводом и символом итальянской автомобильной промышленности. В тридцатых годах был выпущен Tipo 508 Ballila, модель, с которой началось производство Fiat по лицензии в других странах. Они выпускались в Чехословакии, в Польше (компанией Polski Fiat) и во Франции. Настоящая массовая моторизация началась после появления Tipo 500 Topolino, презентация которого состоялась в 1936 году, и который с некоторыми изменениями выпускался до 1955 года. Fiat приобрел репутацию компании, производящей надежные малолитражные автомобили с созданием модели 500, больше известной, как «рюкзак». Она выпускалась с 1957 до 1972 года.
За прошедшие десятилетия Fiat умело избавился от конкурентов, приобретя Lancia Autobianchi и Alfa Romeo. Марки Ferrari и Maserati тоже принадлежат концерну Fiat, который, таким образом, представлен почти на всех участках автомобильного рынка. Сейчас ежегодно фирма производит около 1,6 миллионов легковых автомобилей. И это неудивительно, так как многочисленные заводы в различных странах мира выпускают Fiat по лицензии. Самое сильное оружие Fiat, на долю которого приходится львиная доля всего объема выпуска, — это автомобили малых классов. Простые, дешевые и экономичные, они пользуются отличным спросом в Италии и за ее пределами, на территории всего европейского континента. Вплоть до 2000 года, когда 20% акций Fiat Аuto пришлось продать американскому гиганту GM, он целиком принадлежал клану Аньелли.