Чтобы правильно отрегулировать фары, вовсе не обязательно пачкать разметкой стену соседского сарая.
Ездить ночью по украинским дорогам - дело рискованное. И не только из-за лихих или подвыпивших пешеходов. Чаще виноват свой брат водитель: от слепящих фар встречных и попутных автомобилей нет никакого спасения. Между тем правильная их регулировка - непреложный закон дороги. И соблюсти его не так уж сложно. Для начала - немного теории.
Наклейка под капотом указывает регламентированное отклонение луча вниз.
При кажущейся простоте фара - изделие точное и хорошо работает лишь со своим, родным стеклом и лампой, предусмотренными конструктором. Угол наклона пучка света к дороге определяют по величине вертикального отклонения светотеневой границы "ближнего" света от горизонтальной оси на экране, расположенном в пяти метрах от рассеивателя. Эта величина, постоянная для данной модели автомобиля, выражается в процентах - например, один процент - при 5 сантиметрах отклонения, полтора - при 7,5 и т. д. Наклейка с этими цифрами (фото 1) есть под капотом в каждой современной машине. Таков вид луча в профиль. В фас получится другая картинка. Поняв, что же надо регулировать, выясним теперь, как это делается.
Лучше всего обратиться к специалистам, в мастерскую, оснащенную специальными контрольными приборами. Мы используем регулировочный оптический стенд ИПФ-01 российского производства. В основе его - все тот же экран. Мощная линза, преломляющая свет, позволяет проводить необходимые измерения на расстоянии полуметра от рассеивателя. Устанавливают прибор на одной высоте с фарами и параллельно линии, соединяющей их центры. Последнюю операцию проводят с помощью своеобразного прицела. Это продолговатое зеркало с горизонтальной чертой, закрепленное на корпусе прибора. Наклоняя прибор, добиваются, чтобы отражение симметричных деталей кузова (вершины ободков фар, подфарники и т. д.) легло на эту черту. Как вариант, вместо зеркала встречается визирная пластина с узкой прорезью. Задав по шкале оптической камеры значение "е" (в соответствии с наклейкой или из таблицы в руководстве по эксплуатации ОП), включают ближний свет. В случае несовпадения реальной проекции с эталонной вращаем регулировочные винты фары. Если лампа двухнитевая, то правильное направление дальнего света получают автоматически (оно определяется геометрическими и оптическими характеристиками фары и лампы). В случаях, когда машина имеет отдельные фары дальнего света, их регулируют по горизонтали симметрично, а центр светового пучка должен приходиться на центральную метку экрана.
Таким же образом регулируются противотуманные фары.
Избавившись от протестующих "зайчиков" в глазах, вы в большей мере насладитесь прелестями ночной езды. Если бы еще и встречным фары отрегулировать!