Ксенон
Ксенон – это инертный газ, открытый английскими учеными У. Рамзаем и М. Траверсом в 1898 году, как примесь к криптону. В 1962 в Канаде Н. Бартлетт получил первое устойчивое при комнатной температуре химическое соединение ксенона.
Ксенон — редчайший газ земной атмосферы, содержание в воздухе 8,6•10-5% по объему. Общие запасы ксенона в атмосфере 1,6•1011м3. Название «ксенон» произошло от греческого "чужой" - ксенон открыт, как примесь к другому элементу.
Ксенон выделяют как побочный продукт при переработке воздуха на азот и кислород. Несмотря на высокую стоимость, ксенон незаменим в ряде случаев. Одной из основных областей применения ксенона является наполнение ламп накаливания, мощных газоразрядных и импульсных источников света (высокая атомная масса газа в колбах ксенон-наполняемых ламп препятствует уносу вольфрама с поверхности нити накаливания), а также использование ксенона в HID системах (ксеноновый автосвет в классическом понимании).
Устройство системы света ксенон HID
HID (High-Intensity Discharge) - эта аббревиатура в переводе с английского означает, что в лампе для получения светового излучения используется электрический разряд высокой интенсивности. Технически ксеноновая лампа состоит из колбы, в которую помещена капсула с двумя электродами, заполненная ксеноном с добавлением солей ртути.
Для работы ксеноновой лампы необходим блок управления питанием (ballast) с трансформатором розжига (ignitor). Полный цикл розжига ксеноновой лампы и выход на рабочий режим занимает около 6 секунд.
На первом этапе на электроды подается разряд 23 000 Вольт для возникновения дуги внутри капсулы, после возникновения дугового разряда на ксеноновую лампу подается напряжение 80 Вольт, 400 Гц. На всех этапах розжига ксеноновой лампы производится микропроцессорный контроль над параметрами на электродах ксеноновой лампы (потребляемый ток, напряжение).
Состав системы ксенон HID
Ксеноновая лампа - газ ксенон и соли ртути позволяют создать внутри капсулы плазменный разряд (при помощи двух молибденовых электродов), который в свою очередь вызывает свечение газа внутри капсулы.
Поджигающий трансформатор - электронный усилитель, который принимает управляющие импульсы от балласта и умножает напряжение для розжига дуги в капсуле ксеноновой лампы.
Балласт - прибор электронного контроля и управления. Применяется для инициализации возникновения дуги в ксеноновой лампе с последующей подачей стабилизированного напряжения на лампу и поджигающий трансформатор во время нормальной работы ксеноновой лампы. Зачастую технически балласт и поджигающий трансформатор выполняются в одном корпусе.
Ксеноновые лампы могут быть использованы в фарах ближнего, дальнего и противотуманного света. В настоящее время ксеноновые лампы выпускаются практически со всеми наиболее распространенными цоколями: H1, H3, H4, H7, Н11, 9005(HB3), 9006(HB4), 9007(HB5), Н27.
Стандартная комплектация системы ксенон HID
Комплект ксенонового света ксенон HID включает:
•Ксеноновые лампы на левую и правую фары - 2 шт.
•Балласт на левую и правую фары - 2 шт.
•Комплект коммутационных проводов - 2 шт.
Комплект би - ксенонового света, предназначенного как для ближнего, так и дальнего режимов, включает 2 коммутационных провода с реле.
Преимущества ксеноновых ламп перед галогенными
•Ксеноновая лампа не имеет нити накала, которая часто подвергается разрушению от неизбежной вибрации лампы, а стало быть виброустойчивость и повышенный срок службы до 2000 часов взамен 400 у галогенных ламп.
•Ксенон имеет на 40% меньшее потребление от бортовой сети (экономия топлива), меньший нагрев деталей оптики, а также троекратное увеличение яркости свечения в сравнении с галогенной лампой.
•Правильное применение ксенона повышает активную и пассивную безопасность движения.
•Свет, излучаемый ксеноновой лампой подобен солнечному и не вызывает нарушений зрения у водителей. Видимость ночью и в дождливую погоду существенно улучшается, а качество отражения света дорожными знаками и разметкой увеличивается. Половина всех ночных автокатастроф происходит по причине плохого освещения дороги, к тому же водители пожилого возраста нуждаются в более ярком освещении по сравнению с молодыми водителями.
Сравнение характеристик галогенной и ксеноновой лампы
Характеристика Ксеноновая лампа Галогенная лампа
Потребляемая мощность 35W 55W
Яркость (cd) 200 000 cd 67 500 cd
Освещенность (lm) 1 900 ~ 3 200 lm 1 550 lm
Температура (.k) 4 200 ~ 12 000.k 3 200.k (желтый)
Время работы (ч) 2000 ч 400 ч
На данный момент практически все крупные мировые производители автомобилей используют лампы ксенон HID, как стандартную комплектацию своих автомобилей.
Приобрести ксеноновые лампы и установить их не составляет проблемы.