Корпорация General Motors может принять решение о закрытии шведского автопроизводителя Saab уже на следующей неделе, сообщает New York Times. Будущее компании определится на специальном совете корпорации.
Вопрос о судьбе Saab возник после того, как 24 ноября компания Koenigsegg отказалась от намеченной еще в июле покупки шведской марки. По мнению руководства Koenigsegg, процесс продажи шел слишком медленно, и это поставило под сомнение реализацию плана спасения компании.
Представители GM утверждают, что никаких задержек не было. "Мы добросовестно провели переговоры, и выполнили все свои обязательства по срокам сделки", - заявила представитель GM Рене Рашид-Мерем.
Отказ Koenigsegg от сделки поставил Saab в сложное положение, так как у GM нет альтернативного покупателя. В результате судьба компании будет определена на совете, который будет созван на следующей неделе.
У General Motors есть три варианта действий: продать компанию другому покупателю, сохранить в составе корпорации или закрыть. По мнению экспертов, первые два сценария менее вероятны, чем третий.
Так, New York Times напоминает, что когда в сентябре Penske Automotive отказалась от покупки компании Saturn, также принадлежащей GM, корпорация немедленно закрыла это подразделение. При этом, по мнению специалистов, закрытие Saab будет стоить значительно меньше, чем закрытие Saturn.
Компания Saab - одна из самых мелких среди принадлежащих корпорации General Motors, в 2008 году продала всего 93 тысячи автомобилей по всему миру. А в 2009 году на всей территории США будет продано не более 10 тысяч машин этой марки. На протяжении последних лет она постоянно была убыточной, и в феврале 2009 года для защиты от кредиторов в компании было введено техническое банкротство.
В то же время, по мнению некоторых аналитиков, неудачи с продажами Saturn и Saab говорят скорее о состоянии рынка. "Saab - слабая марка на рынке, где нет покупателей, - сказал Джон Казеса, аналитик Casesa Shapiro Group. - Ни автомобильные, ни финансовые компании не в настроении сейчас что-либо приобретать. Так что продажа Saab с самого начала была непростой задачей".
Тем не менее, власти Швеции все еще надеются на то, что компания не будет закрыта, и на нее найдется новый покупатель. "Я разговаривал с представителями GM, и мое впечатление - они не оставили надежду," - сказал Йоран Хагглунд, госсекретарь шведского министерства промышленности.
Однако и в шведском правительстве признают, что задача эта не из легких. Так, Мод Олофссон, министр по вопросам предпринимательства Швеции, признала, что поиск нового покупателя станет гонкой со временем. "С каждым новым днем проблема становится все больше и больше," - цитирует министра Reuters.
Ситуацию осложняет еще и тот факт, что для General Motors за последние два месяца это уже третья несостоявшаяся сделка по продаже подразделений. Помимо Saab и Saturn, три недели назад сорвалась сделка по продаже немецкой компании Opel российскому "Сбербанку" и компании Magna.
Кроме того, у корпорации есть предварительная договоренность о продаже подразделения Hummer китайской компании Geely, но эту сделку пока не одобрило китайское правительство.
Корпорация GM приобрела 50 процентов Saab в 1990 году, заплатив за них 600 миллионов долларов. Через 10 лет она выкупила и вторую половину, за 125 миллионов. Сумма сделки с Koenigsegg не называлась, однако шведское правительство предоставило гарантии для кредита от Европейского инвестиционного банка на 600 миллионов долларов.